1. Ночная
фотосъемка.
2. Съемка салютов и молний.
3. Как самостоятельно изготовить звездный светофильтр.
Для
успешных экспериментов в области ночной фотосъемки вам жизненно
необходим как сам аппарат (желательно механический), так и более
- менее приличный штатив. В ряде случаев можно получить и достаточно
приличные фото, снимая с рук, и смазка изображения может выглядеть
как стилизация. Но это скорее исключение из правила, поэтому штатив
можно считать необходимым условием.
Еще одна важная деталь - это выбор фотопленки. Прежде всего -
цветная или черно-белая. Если вы снимаете в цвете, желательно
позаботиться о том, чтобы фотопленка была сбалансирована под лампы
накаливания. Для слайдов с этим не возникнет проблем (нужно выбрать
пленку с буквой T после указания чувствительности,
например, Kodak Ektachrome 160 T), но если вы
собираетесь снимать на негатив, то вряд ли найдете такую пленку.
В этом случае можно использовать и обычную пленку для дневного
освещения, но придется приобрести конверсионный светофильтр (стоимостью
около 10-12$), иначе на снимках вы получите обилие
желтого цвета. Впрочем, цветовой баланс ваших снимков может выровнять
и лаборант при печати, но в обычных минилабах на это идут крайне
редко. Снимая же на черно-белый материал, забудьте об этих проблемах.
Чувствительность пленки выбирайте исходя из своих замыслов и финансовых
возможностей. Для съемки со штатива неподвижных объектов подойдет
пленка чувствительностью ISO 100-400, ну а если
вы собрались поснимать скрытой камерой в каком-нибудь ночном клубе
- покупайте пленку ISO 3200 и более.
Если у вас нет высокочувствительного экспонометра, экспозицию
подбирают экспериментально, сделав эксповилку из 3-5 кадров. Для
ISO 400 я получал правильную экспозицию достаточно
хорошо освещенной фонарями улицы при f/5,6 и
выдержке 20-40 секунд.
Если вы хотите включить в снимок звездное небо, то камеру лучше
направить в сторону полярной звезды и проводить съемку в течение
нескольких часов. Тогда треки звезд будут представлять собой дуги,
что очень эффектно смотрится.
Из механических камер перед съемкой лучше извлечь батарейки, чтобы
не сажать их. А для владельцев Зенитов это требование является
обязательным, иначе светодиоды экспонометрического устройства
вашего фотоаппарата на длительных выдержках засветят вам кадр
или его часть.
Обычно
для фотосъемки салютов рекомендуют пользоваться штативом, достаточно
сильно задиафрагмировать объектив и снимать на выдержках в несколько
секунд. Такой способ мне больше нравится для фотосъемки молний
во время ночной грозы. Стоит лишь заметить, где наиболее часто
сверкает молния, настроить аппарат на штативе на эту область и
до появления самой молнии (или молний) держать затвор открытым.
Ну а что касается салютов, то я предпочитаю заранее узнать, откуда
именно будут производиться залпы, и расположиться в восточном
направлении от этого места. Тогда снимая с рук при выдержке 1/30
с и диафрагме f/4-f/8 я получил салют
не на черном фоне, а на вечернем небе.
В силу тех или иных причин
у вас может не оказаться под рукой звездного фильтра. Изготовить
приспособление, имитирующее эффект звездного фильтра можно и
самому, затратив на это совсем немного времени и средств. К
тому же вы сами сможете выбрать нужное вам количество лучей:
4, 6, 8 и т.д.
Для этого достаточно взять небольшой кусочек обычного оконного
стекла без видимых деффектов (размером около 10*10 см), его
края оклеить скотчем - чтобы не порезаться. На одну сторону
стекла нанести тонкий слой вазелина, другой стороной вы сможете
прислонить стекло к объективу. Далее следует взять в руки 10-15
обычных швейных иголок (располочить их острие в одну линию)
и острием этих иголок нанести на стекло сетку (с той стороны,
где вы нанесли слой вазелина). Для получения 4-лучевого фильтра
нанесите сетку так, чтобы составляющие ее прямые пересекались
под углом 90 градусов (т.е. пересечение прямых представляло
из себя крестик +). Для получения 6-лучевого
фильтра нужно, чтобы пересечение прямых представляло из себя
звездочку * и т.д.
После нанесения сетки фильтр готов к использованию в течение
нескольких часов. Поэтому я рекомендую заранее приготовить стекло,
а вазелин и сетку нанести непосредственно перед фотосъемкой.
|